Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                            Зимняя сессия ДВА - 2015

        "Гори, гори, моя звезда"

                                        (по фильму   А. Митты)

 

 

                                                       СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ  

 

 


 

 Назарова И.Г. Неткач А.С.

 

 

    С 23 по 28 февраля прошла очередная сессия ДВА, посвященная кино. В рамках нее были реализованы три программы: учащиеся начальной школы разбирались с мультфильмом Ю.Норштейна «Сказка сказок». 

А старшие школьники, разделившись на два потока, работали с кинофильмом А. Митты «Гори, гори, моя звезда». Ребята сами могли выбирать, по какой программе они будут работать. В нашей программе приняли участие около пятидесяти школьников, которые поделились на 5 групп: три группы работали с игротехниками (Караваева О.Н., Романова В.Б., Танасюк Т.А.), а две – самостоятельно.

    Особенность нашей программы состояла в том, что мы задумали связать анализ кинофильма Митты со съемками собственных видеоматериалов. Свою главную задачу мы видели в том, чтобы не просто анализировать с ребятами фильм, но и познакомить их с шедеврами мирового кино, расширить их культурный контекст.

    С самого начала все группы выделили трех героев, представителей трех разных видов искусства, которые по-разному выстраивают отношения между искусством и окружающей реальностью. Сильное впечатление произвели картины героя фильма Федора. И в дальнейшем многие группы занимались анализом этих картин. Вообще образ Федора (то, как он представлен в фильме) поразил учащихся. Большое внимание было уделено отношениям учителя и ученика в искусстве, которые раскрываются в этом фильме на примере отношений Искремаса и Крыси. Особый интерес вызвала сцена «после бани», где все три героя (Паша, Искремас, Федя) оказываются в одном пространстве – объединяются. 

    Очень важным стало участие в игре профессиональных экспертов, Круговых Таисии и Богатова Василия. Благодаря им мы смогли не только анализировать смысловое содержание фильма, но и обратить пристальное внимание на киноязык, кинообразы и культурный киноконтекст. Например, мы посмотрели, как образ падающих яблок, присутствующий в этом фильме, использовали А. Тарковский («Иваново детство») и Довженко («Земля»).  

    Мы предложили учащимся в собственных съемках отталкиваться от того, что они увидели и чем заинтересовались в фильме А. Митты. Перед началом съемок мы с экспертами обсудили возможные виды видеоматриалов: понятно, что в наших условиях на съемки полнометражного фильма не хватит никаких ресурсов. Мы предложили участникам снимать короткометражные фильмы, документальные фильмы, клипы, рекламу.  Благодаря экспертам все замыслы детей помещались в культурный контекст. Т.к. у одной из групп возникло желание снимать ожившие картины Федора, эксперты предложили посмотреть на киноклубе «Сны» Куросавы. Одна из групп попробовала снять материал о жизни яблока. Образ яблока был представлен в еще одном видеоматериале, который назывался «Просветление». Другая группа выбрала для своих съемок тематическую перекличку: в параллель искусству, которое важнее жизни, был поставлен спорт и его значение в жизни человека. Одной из самых сложных задумок была попытка самостоятельной группы представить три разных формы существования смысла в нашей жизни и снять «артхаусное» кино. Большой интерес у зрителей вызвала работа «Басик», снятая как стилизация под фильм ужасов. Самостоятельно работавшая группа старшеклассников сняла фильм на очень актуальную именно для них тему – о взаимоотношениях родителей и детей. Мы, ведущие, тоже поупражнялись в съемках и сделали рекламу ДВА.

    В последний день обе игры встретились на конференции. Конференция не была обязательной для участников, но тем не менее на ней было представлено 6 докладов (один из них стендовый). И в соответствии с нашей общей задумкой – усиливать культурный контекст – был показан мастер-класс О. Иоселиани «Музыка в кино».

    Оценивая результат проведенной сессии, мы можем сказать, что замыслы съемок стали намного интереснее, разнообразнее; они в большей степени опираются на киноконтекст, чем раньше. А вот отношение детей к созданной ими кинопродукции и оценивание работ друг друга пока остается на достаточно примитивном уровне.  

    Подводя итоги этой сессии ДВА, мы можем выделить следующие важные достижения:

1)      Становится традицией сопровождение процесса съемок участников ДВА. Начинает складываться технология обеспечения процесса детских съемок педагогами и экспертами. Мы обсуждали замыслы и идеи съемок, эксперты предлагали наиболее подходящее техническое задание для выполнения замыслов. А в конце было организовано обсуждение получившихся работ.

2)      Во всех группах операторами были сами ребята, а многие группы и монтировали сами.

3)      Замыслы ребят становятся разнообразнее и интереснее: во-первых, возникают разные виды съемок: клипы, реклама, короткометражные кино, во-вторых – разные «жанры»: артхаус, фильм ужасов.

4)      Возрастает количество старшеклассников, желающих и готовых работать самостоятельно, без игротехника.