Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Зачем мы читали Платона,

и что из этого получилось

 отчёт об установочной сессии ДВА, которая состоялась 3-6 января 2004 года в ЦО №1811 «Измайлово»

 


 

 

     Назарова И.Г.

   

        Сначала я хочу объяснить, зачем мне вообще была нужна такая сессия ДВА.

     Во-первых, после летней сессии 2002 («Ветхий Завет и мы») я поняла, что  наша команда по тем задачам, которые мы ставим и решаем, переросла те  способы  подготовки и проведения  сессий ДВА, которые у нас сложились. Поэтому кризис организации для меня представлялся неизбежным, вопрос заключался лишь в том, когда он  станет очевидным для всех и тем самым созреет для разрешения. Летняя сессия 2003 («Ветхий Завет и мы» - продолжение) стала для меня  именно такой кризисной точкой.

     Во-вторых, мне лично очень не нравится  быть руководителем, управлять чем бы то ни было, в том числе и сессией. А круг людей, готовых разделить это бремя, сузился: не стало Владимира Александровича Жегалина, стал священником и отдалился Евгений Николаевич Ефремов, отошли в сторону Татьяна Михайловна и Андрей Юрьевич Губановы (это я перечислила тех людей, которые участвовали в создании ДВА). Ещё хорошо, что Александр Аронович Рывкин неизбежно поддерживает и пестует ДВА.  И конечно, очень большим усилением ДВА стало включение Евгения Федоровича Сабурова. Но он вместе с Алксандром Ароновичем осуществляют общее руководство. Татьяна Евгеньевна Дубиничева, которая в последнее время самоотверженно и надёжно делила со мной  бремя руководства,  временно выключается по семейным (слава Богу!)  обстоятельствам.

    Вот я и задумала провести проектную сессию ДВА, посредством которой можно было бы решить сразу две задачи: и поставить вопрос о новых способах нашей соорганизации; и произвести обобществление руководства сессиями ДВА, по крайней мере, в части замысливания.

Исходная программа была такова:

 

Программа зимней сессии ДВА

«Детско-взрослая академия и я»

3-6  января 2004

Участники сессии: все желающие

Руководители сессии: Рывкин А.А., Назарова И.Г

 

Игровые группы: 1-ая - 4-ая группа детей

                                  1-ая группа взрослых-педагогов

                                  2-ая группа взрослых-игротехников,                             

                                  группа организации жизненного пространства

                                  свободная группа

 

3 января

10-00 Открытие сессии: Рывкин А.А. – история ДВА, цели этой сессии

                                         Назарова И.Г. – как мы будем работать, предложения

         Обсуждение установочного доклада,

         Распределение по группам

11-00 Работа в группах: что для меня означает ДВА, какое место в моей жизни занимает ДВА, какое место в ДВА занимаю я, что я делаю в ДВА

14-30 Пленарное заседание: «ДВА – это мы», построение  позиционной схемы ДВА

17-00 Общение в клубном пространстве

4 января

10-00 Работа в группах: что мне понравилось, и что не понравилось в последней  сессии ДВА, принципиальные требования к ДВА

14-00 Пленарное заседание: обсуждение докладов групп, прорисовка ситуации

17-00 Общение в клубном пространстве

5 января

10-00 Работа в группах: анализ ситуации и постановка целей, что и как нужно изменить в ДВА

14-00 Пленарное заседание: постановка проблемы  и варианты её разрешения

17-00 Общение в клубном пространстве

6 января

10-00  Продолжение пленарного заседания: построение проекта ДВА

11-00 Работа в группах: самоопределение по отношению к ДВА, что мы предлагаем делать

12-30 Пленарное заседание: условия реализации проекта ДВА, ближайшие шаги по реализации проекта

14-00 Закрытие сессии ДВА

 

    Почему я вначале предложила такую программу? Потому что мне представлялось естественным и самым простым способом обеспечить обобществление замысливания через включение как можно большего числа участников ДВА в проектирование самой ДВА.  Поэтому  в программу была заложена схема «шага развития»: работая в растяжке «прошлое – будущее», мы должны были провести рефлексию сложившейся  в ДВА ситуации и совместно построить проект новой ДВА.   

    У меня была  тайная надежда, что это будет проект «ТРИ».  Однажды я уже говорила, что для меня в Академии не два действующих субъекта (дети и взрослые), а три. Для меня принципиально признание в качестве действующего субъекта третьей силы,  которую я тогда не могла точно назвать: культура, универсум мышления и деятельности, текст, игра, …. Забегая вперёд, скажу, что теперь могу назвать третьего субъекта точно -  это Свет  Истины.

    Но всё же, эта программа игры меня не очень устраивала, было очень похоже на попытку установить демократию сверху.  Однако и никакой альтернативы я не видела. 

    А теперь я хочу объяснить, как вообще так получилось, что объявленная заранее программа была изменена в последний момент, и вместо того чтобы обсуждать ДВА, мы начали читать Платона (отрывок из диалога «Государство», начало Книги седьмой «Символ пещеры»).

    Про этот текст Платона Евгений Николаевич Ефремов (один из основателей ДВА) говорил мне уже давно. Поэтому, когда он позвонил мне накануне Нового года,  я очень обрадовалась. Такая моральная поддержка  мне была нужна: Евгений Николаевич о нас и о ДВА помнит, следит за нашей работой, и именно сейчас, когда я так остро ощутила недостаток внутренних резервов, его включение было очень кстати. Но предложение читать Платона, я сначала не приняла: нам же надо будущее проектировать, а не тексты читать.

    Но всё же задумалась: а что должно быть точкой отсчёта в нашей устремлённости в будущее? И мысль  Евгения Николаевича о том, что нужно ориентироваться  на культурные образцы, а не только отталкиваться от своего опыта, казалась мне очень правильной. Так почему же в качестве такого культурного ориентира нам не взять «Символ пещеры» Платона?  О чём же, как не о просвещённости, мы печёмся, проводя сессии ДВА? В день перед началом сессии мы с отцом Евгением  и с Татьяной   Евгеньевной  провели долгую беседу: говорили в основном о задачах образования, о развитии, о культуре, о том, чем мы в ДВА занимаемся. Евгений Николаевич ещё раз восстановил, как он видит сложившуюся у нас технологию ДВА: понимание – встреча – выход к вечным вопросам, и ещё раз сказал, что он считает, что нельзя проектировать без понимания, а значит без чтения текстов. И Татьяна Евгеньевна подтвердила, что начать с чтения Платона ей представляется, безусловно, правильным, но поставила вопрос о подготовленности такой программы.

     Всю обратную дорогу из Пустыни и всю последующую ночь я решала, что же мне делать: то к чему я  (и участники сессии) готовились или то, что представляется верным, правильным (даже если мы к этому не готовы)? Утром я взяла с собой Платона и, открывая сессию, объявила, что мы начнём её с понимания текста «Символ пещеры».

    Для моего состояния оказалось очень кстати, что пришло мало ребят, хотя, конечно, это меня и огорчило. Я была очень рада видеть выпускников. Я удивилась тому, что пришло достаточно много педагогов. Я очень благодарна всем принимавшим участие в игре за то, что приняли смену программы, за то, что в рамках этой новой программы  быстро организовались и работали с полной отдачей. Я очень благодарна Евгению Фёдоровичу Сабурову за то, что он работал в этой сессии с нами, и отдельно за то, что  внёс тематику гражданского общества в наше проектирование.

    Два дня мы работали с текстом Платона.  Потом мы  посмотрели фильм «Окно в будущее», который сделали о ДВА её первые участники  после второй сессии. И оставшееся время мы разговаривали о ДВА, о том, зачем она нам нужна, что нас в ней не устраивает и какой она должна быть. Конечно, никакого проекта ДВА за эти четыре дня мы не построили. Но, на мой взгляд, мы сделали более важную и сложную вещь: мы в нашей совместной работе построили (и прожили, как сказал бы Владимир Александрович Жегалин) новую форму организации ДВА.

    Я не буду подробнее описывать ход сессии. Пусть это сделают другие участники. Я же хочу поделиться тем, что для меня самое главное в тексте Платона и тем, как я вижу результаты этой сессии.

    Вот что, на мой взгляд, в результате у нас получилось.

  1. ДВА (все-таки очень хочется переделать её в ТРИ) представляет  собой общество, свободно объединяющихся людей для удовлетворения основной человеческой потребности – познания истины. Никакой внешней причины для её существования  нет и быть не может.
  2. Соответственно, основной рабочий процесс в ДВА и есть процесс движения к истине. Обратите внимание, не приобретение знаний, не овладение техниками, не обучение! Хотя разные участники могут при этом ставить свои цели.
  3. Решили, что идея ДВА – обнаружение участниками своего «Я»: обнаружение, укрепление, становление, раскрытие, развитие, реализация. Специально привожу много глаголов, чтобы каждый выбрал для себя наиболее подходящий или подобрал свой, главное не быть массой, толпой.
  4. Основной результат ДВА состоит в увеличении социального капитала, приобретении участниками способности осуществлять культурную социализацию, умения строить социальные отношения в различных ситуациях,  умения создавать социальные организованности под решение различных задач.
  5. Создали антикризисный комитет под руководством Зои Леонидовны Баскаковой и Фриды Семёновны Югановой. Одна из главных задач этого комитета разработать регламент (правила, режим, …) ДВА. Принять участие в работе этого комитета приглашаются все желающие.
  6. Принято решение о возможности на сессиях ДВА работать группе без игротехников. В эту группу могут войти участники этой зимней установочной сессии (Гогашвили Т., Дружкина К., Коновалова О., Котова А., Кудрявцев И.,  Миренский Ф., Стаценко П., Строганова М.,  Фирсов И.)  и все, кого они примут.
  7. Решили после каждой сессии ДВА оставлять след в виде журнала. Приглашаются к участию все желающие.

    А в тексте Платона  меня  поразило открытие  того, что в процессе познания не два действующих субъекта: познающий и познаваемое, а три: есть ещё солнечный свет, который даёт зрение познающему и, освещая познаваемое, делает его видимым. (Я понимаю, что это символ, но мне близка точка зрения о том, что озарения, которые с нами случаются, требуют потом многолетнего осмысления.) И второе очень важное положение: ответственность за то, что признавать в качестве истины, в конечном итоге, несёшь ты сам. Путь к истине труден,  и никто не может за тебя его пройти. Чтобы познать предметы в их истинном значении, ты не можешь только рассуждать о том, что ты видишь, но должен что-то делать с собой, чтобы выйти на свет из пещеры.