Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Документальное кино 

"Спорт, спорт, спорт" Э. Климова

 

Назарова И.Г., Неткач А.С.

 

Вот уже несколько лет мы проводим сессии ДВА в два потока. Иногда это было обусловлено большим количеством участников: тогда две игры шли параллельно – у них были одинаковые замыслы, один и тот же материал. Прошлым летом на ДВА проходили две игры по разным замыслам, с разным материалом. И ребята получили возможность выбирать, в какой игре они будут участвовать.

Этой зимой материал был выбран один (фильм Э. Климова «Спорт, спорт, спорт»), но были предложены разные типы взаимодействия с ним: одна игра занималась наращиванием зрительских компетенций ребят (ей руководили Юганова Ф.С. и Артамонов К.С.), а мы на нашей игре использовали этот фильм как отправную точку для создания участниками собственных «кинопроизведений».

Другой отличительной чертой нашей игры стало то, что ребятам был предложен новый принцип объединения в группы. После просмотра и обсуждения фильма всем участникам была предоставлена возможность стать лидерами: заявить свой интерес по отношению к этому фильму, обсудить его со всеми участниками («защитить») и набрать себе команду, готовую с этим работать.

В результате образовалось три тематических группы: группа «Упорство», «Сила воли», «Патриотизм» - и две группы, которые отреагировали на приемы, использованные в фильме Э. Климова: группа «Интервью» и «Рассказчик».

Двум группам, лидерами которых были восьмиклассники Евгений Онищук, и пара Володя Кондратьев и Влад Арабов, была предоставлена возможность работать самостоятельно, без игротехника. Естественно, с предложением в сложных случаях обращаться за помощью к руководителям игры. Однако даже в тех группах, где были игротехники, их функция, при наличии лидеров, изменилась. Они скорее помогали ребятам решать организационные вопросы, чем вели содержательную работу группы. Они участвовали в работе группы только тогда, когда это было необходимо.

Чрезвычайно удачным оказалось включение в наш формат профессиональных кинодокументалистов: Таисии Круговых и Василия Богатова. Они не только провели два мастер-класса для всех участников ДВА, но и включились непосредственно в съемочную работу групп. Их помощь не подменяла самостоятельную работу и замыслы ребят. В соответствии с замыслами фильмов групп они дали техническое задание, предложили средства, наиболее адекватные раскрытию заявленной темы. Это было именно предложение, а не обязательное условие. Во время съемок и изготовления фильмов, максимально уважительно и внимательно относясь к желанию ребят все делать самостоятельно, они включались только в те моменты, когда детям не хватало практических навыков и профессиональной помощи.

Перед выходом на заключительный кинофестиваль мы устроили закрытый показ с обсуждением фильмов, которые сняли группы. Он прошел очень интересно. Оценки взрослых и оценки школьников часто не совпадали. Для нас это дополнительный повод для повышения зрительской культуры (как детей, так и взрослых).

Нам приятно, что некоторые из сделанных детьми фильмов получили высокую профессиональную оценку. Но главным достижением мы все же считаем слова, сказанные Владом Арабовым в конце всей сессии ДВА: не важно, какую оценку получил твой фильм, важно то, что произошло с тобой.

А то, что произошло с ребятами, мы можем проиллюстрировать выдержками из эссе, которые они написали:

Как я участвовал в съемках фильма, что было интересно, что было трудно, чему я научился, что попробовал, что понял?

Иванова Софа:

Я светила фонариком из-под раковины для нормального распределения света. Второй фильм был про косички и назывался «Пусть плетут». (…) На данный момент мне он кажется нудным и скучным. Возможно, там нет юмора и иронии, смеха, коронных фразочек, киноляпов. 

Савостина Рита:

Я узнала много нового о видах съемки диалогов, что существует американская и европейская восьмерка. Трудно было конечно же монтировать. Но мне помогали эксперты. Мне удалось попробовать монтировать, сняться, помочь экспертам. Мне удалось много узнать о самих фильмах, что не нужно класть музыку, иначе это будет походе на клип. Я поняла, что такое настоящее кино. Но лучше всего я поняла, что такое американская и европейская восьмерка. 

Васильева Даша:

Во втором фильме («Пусть чистят») мы клали камеру на дно раковины и заполняли ее водой. 

Самсонова Александра:

Я узнала, что такое «восьмерка» в кино. Попробовала выступать перед публикой. Было страшно. 

 Хвалов Илья:

Я активно принимал участие в съемках. Было интересно, что нам самим разрешили искать кирпичи. Это было здорово, и все-таки мы их нашли. Еще было интересно, что нам разрешили без присмотра взрослых ломать кирпичи. Вначале я думал, что у нас не получится сделать из наблюдения фильм, но все-таки меня переубедили. Правда, нам пришлось немного доснять. И еще понравилось, что здесь были эксперты, которые помогали нам. 

Тарасюк Юра:

Я научился лучше монтировать, а еще я понял, что можно сломать кирпич об кирпич. Я попробовал быть оператором, и это было очень интересно, ходить в разные места, снимать интервью. 

Глебов Артем:

Я был актером, который ломает кирпичи. Это было очень интересно. Поскольку я и остальные почти не обращали внимания на камеру, у нас получилось не нарочито. Я был удивлен тем, что кирпичи так сложно сломать, и мы проявили много упорства, чтобы их сломать. 

Суханова Лиза:

Снимать фильмы для меня было ново. На самом деле, я не думала, что это может быть хоть чуть-чуть трудно. В этом я ошиблась.

С помощью нашего фильма я поняла, что выходит это (быть актрисой) у меня не очень хорошо, что, как я считаю, тоже достаточно важно.

Весь труд для меня заключался в организации нас самих.

Но мне также понравилось и разбирать сам фильм (снимать понравилось меньше), я стала обращать больше внимания на детали и, пообщавшись с Тасей, захотелось даже после академии поизучать подробнее киноиндустрию. Надеюсь, что в следующий раз я попробую себя в роли оператора. 

Онищук Евгений:

Интересно было экспериментировать в плане операторской работы: я менял планы, менял свет, экспозицию и так далее. Так как я на этой академии выступал в роли режиссера, я приобрел некоторые лидерские качества: к каждому находил свой подход, пытался направить, помогал. Но самостоятельно я не смог вытянуть группу на что-то стоящее, видимо, не готов еще. 

 Валиев Булат:

Съемки фильма – это интересное занятие, но бывают и трудности. Мы старались эти трудности преодолевать и, конечно же, не всегда получалось. Я занимался афишой, то есть придумывал что лучше было бы изобразить и увидеть в этом смысл. В ходе дела я научился быстро и точно принимать решения, потому что бывало, что что-то не успевали. 

Смурыгина Лиза:

Мне было очень интересно снимать этот фильм. Я была интервьюером. Мы ходили по всей территории и опрашивали людей. Сначала было очень страшно. Я боялась, что неправильно задам вопрос или вообще забуду его. Но все обошлось. Обойдя около 20-25 людей, мы закончили свои съемки. 

 

Как мы работали самостоятельно: что было интересно, трудно, как мы сорганизовывались, какую позицию я занимал в группе, что мы можем делать самостоятельно, а для чего нужны взрослые?

Гусихин Иван:

Работать самостоятельно мне очень понравилось. Мы были как одна сплоченная группа, в которой было комфортно работать. Было очень интересно поработать без игротехника, так, наверное, было удобнее, на тебя нет никакого давления.

Я не знаю, плюс это или минус, но в этой игре было много свободного времени, возможно, мы хорошо сработали в группе. Мы все делали не спеша, и нам было очень комфортно в таких условиях. 

 Шаулин Федор:

В группе мы работали одни, без игротехников. Было хорошо тем, что мы сами устанавливали свой план действий и план работы, мы сами решали и сами отдыхали. Взрослые оказались не нужны для самой работы над кино, но т.к. возникали проблемы со сбором участников группы, выяснения организационных моментов, они оказались нужны для этого.

Немного о съемках: тут взрослые тоже оказались не нужны, хотя у нас возникали проблемы со съемками (в основном с монтажом и деталями в сценарии) их можно решить с помощью экспертов. Мы конечно сразу не догадались, но в итоге поняли и воспользовались. 

Голубева Анастасия:

Когда мы работаем с игротехниками, в большинстве случаев, игротехники давят, навязывают свои мысли и идеи. И так как мы работали самостоятельно без взрослых, каждый выдвигал свои идеи, мы их обдумывали, смотрели детали. Так работать было и легче и интереснее.

Поработав на этой академии в самостоятельной группе, я поняла, что мы можем обходиться без взрослых. Даже когда у нас в группе возникали какие-либо вопросы, мы сами анализировали и приходили к выводу.

Честно говоря, мне кажется, что игротехники нужны в 5-8 классах, потому что в старших классах интереснее работать самостоятельно. 

Хомич Кристина:

Самостоятельно мы можем уже работать над фильмом, организовать работу в группе, решить некоторые вопросы организации, придумать сценарий и снять фильм. Взрослые нам нужно для того, чтобы помочь нам решать те вопросы, которые мы не можем решить сами. Но в старших классах они не особо нужны. 

Нестеров Максим:

Нашей группе было сложно согласовать наши мнения. Эта проблема была единственной трудностью в нашем сообществе. 

Шарифуллин Камиль:

Взрослые нам понадобились для того, чтобы монтировать фильм.